Ушедший в себя человек

Ушедший в себя человек

2 апреля — Международный день распространения информации об аутизме. Начиная с 2007 года, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, по всему миру правительства и общественные организации проводят мероприятия, чтобы привлечь внимание к проблемам людей с аутизмом и их семей.

 Некоторые родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают это как страшный приговор. Что это за болезнь, каковы причины, как помочь ребёнку?

Об этом рассказывает Светлана Батищева, специалист по работе с детьми с расстройством аутистического спектра. 

  — Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. К сожалению, нередко аутизм приравнивают к психическим расстройствам, таким как шизофрения. Но мировая медицинская общественность и ВОЗ говорят, что это принципиально разные вещи. Шизофрения – это болезнь, аутизм – нарушение развития.

Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о причине возникновения аутизма. Спровоцировать расстройство аутистического спектра могут инфекции в период беременности, тяжелые или неправильно проведенные роды, психотравмирующие ситуации в раннем детском возрасте, ожирение у матери (медики отметили, что риск развития аутизма у ребенка выше, если мать во время беременности страдала ожирением и другими нарушениями обмена веществ в организме). Так же нет и «таблетки» от аутизма.

— Как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте аутизм проявляется впервые?  

  — Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет.

При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Часто окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на него раздражающее действие, поэтому ребенок с аутизмом замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.

Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.

Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое.

Ребенку с подобной проблемой трудно находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Ребенок с аутизмом часто находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.

Еще одним отличием малышей с аутизмом возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы. Например ребенка с расстройством аустического спектра может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину. Часто такие  малыши играют в неигровые предметы: коробочки, пузырьки, шнурки.

Ребенок с аутизмом может не отвечать на эмоциональное общение родителей, но если мама или близкий человек пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.

  — Каковы особенности обучения аутичных детей?

  — Несмотря на особенности общения, аутичному ребенку просто необходим детский коллектив. На данный момент существует несколько форм и программ обучения ребенка с расстройством  аустического спектра. Форму обучения рекомендует  специальная комиссия. Именно комиссия определяет, в каком классе и по какой программе будет учиться ребёнок, определяет сколько времени может ребенок без ущерба своему здоровью находиться в образовательном учреждении.

Аутизм нельзя вылечить. Помочь ребенку с аутизмом может лишь ранняя диагностика и многолетнее квалифицированное педагогическое сопровождение.

Часто человек с аутизмом может обладать незаурядными талантами: например хорошо рисовать, разбираться в сложных компьютерных программах, виртуозно играть на музыкальных инструментах. Это обуславливается асинхронией развития. То, что кажется обычным людям сложно, для человека с аутизмом будет легко. И наоборот, людям с расстройством аутистического спектра могут казаться трудными самые простые действия, например, подружиться, спросить у продавца цену товара, занять очередь. Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье вне зависимости от достатка, образования и социального положения. В этом нет ничьей вины. Это биологическое расстройство. 

Важно помнить, что все люди — разные. Кто-то любит чай с сахаром, а кто-то без. Некоторые прекрасно решают математические задачи, а некоторые пишут великолепные стихи. Кто-то при стрессовых ситуациях грызёт ногти, кто-то теряет голос, забывает текст. Это особенности характера. Люди с аутизмом тоже могут проявлять волнение по-разному: размахивать руками, закрывать уши, кричать. Мы не должны их в этот момент порицать, злиться на них, игнорировать. Нужно быть терпимее. Люди с аутизмом тоже нуждаются в друзьях. Им просто необходимо немного больше времени, чтобы подружиться.

Николай Лагутин

 

10:20
158