Это знамя, знамя боевое…

Это знамя, знамя боевое…

В преддверии 100-летия пионерского движения из музея Боевой Славы Касторенской школы № 1 передали копии пионерского знамени в Брянск и Калининград. 

 

Акцию инициировал губернатор Роман Старовойт. В старте акции приняли участие председатели областных комитетов молодежной политики Владимир Гребенкин, информации и печати Денис Михайлов, а также руководитель регионального штаба общественного движения «Волонтеры Победы» Ринат Муратов.

Передачи копий прошли на мемориальных комплексах Брянска и Калининграда. В торжественных церемониях  участвовали представители правительств, общественных организаций, школьники, кадеты, юнармейцы, волонтеры и ветераны.

Копию знамени на хранение в государственный краеведческий музей Брянской области передал заместитель губернатора Курской области Роман Денисов. В Калининграде дубликат реликвии заместителю председателя Правительства Калининградской области Наталье Ищенко передал заместитель губернатора Курской области Виктор Карамышев. 

От Касторного 

до Кенигсберга

Почему же знамя обычной пионерской дружины прошлого столетия стало, по истине, бесценной реликвией Великой Отечественной войны  федерального значения? Окунемся в историю. 

На багровом полотнище вышиты золотые буквы «От Касторного до Кенигсберга 1023–й стрелковый полк 307-й Новозыбковской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии» и две даты «28.1.43 г. – 9. V. 45 г.»  Пионерское знамя прошло с воинами 1023-го стрелкового полка 307-й стрелковой дивизии 13-й  армии  этот боевой путь. Оно вело в бой солдат и вместе с ними гордо шагало по освобожденным городам и селам.

4 июля 1942 года немецкие войска оккупировали Касторное — тогда – крупный железнодорожный узел.+ Семь месяцев фашисты хозяйничали на касторенской земле: грабили, убивали, угоняли в рабство местных жителей.  

 25 января  1943 года войсками 13-й Армии Брянского фронта, 38 и 40-й армий Воронежского фронта начались бои  за освобождение  Касторного. В ходе Воронежско-Касторенской операции оказалось окружено и уничтожено около десяти немецких и венгерских дивизий. Станция Касторное была для фашистов важным стратегическим объектом, и они старались укрепить его как можно сильнее. Бойцы 1023-го стрелкового полка, в котором сражался  старший сержант  Юрий Лисиченко,  прочесывали дома. В подвале одного из сгоревших домов, среди склада фашистского обмундирования сержант обнаружил… пионерское знамя. Юрий  бережно спрятал его за борт шинели. Когда он показал товарищам свой необычный трофей, бойцы долго молчали. Кому — то  вспомнилось пионерское детство, как  под таким знаменем ходили в походы, жгли костры, пели песни, мечтали о подвигах. Командир полка Иван Федотович Мельников сказал:

  — Давайте, товарищи, возьмем это знамя с собой. Ведь мы идем в бой за будущее наших детей! 

Сохранился протокол необычного собрания от 29.01.1943 года, на котором присутствовали представители всех полковых подразделений. Воины тогда поклялись: «Знамя пионеров Касторного донесем до Победы!» И они сдержали клятву.

…Касторное, Поныри, Брянск, Новозыбков, Гомель, Гродно, Польша, Кенигсберг — далеко не полный перечень героического пути этого знамени. 307-я стрелковая дивизия в составе 13-й армии Центрального фронта сражалась на северном фасе Курской дуги. Здесь пионерское знамя получило настоящее боевое крещение.

Полк получил приказ взять штурмом высоту 254,6. Решено было взять ее силами одного батальона ночью. За час до начала штурма на командный пункт полка прибыл лейтенант Горелов: «Личный состав первого батальона  просит разрешение  идти в бой под пионерским знаменем!» Разрешение было получено. Первый знаменосец лейтенант Горелов был тяжело ранен на подступах к вражеским окопам. Но знамя подхватил кто -  то из бойцов и, увлекая за собой товарищей, понес его дальше. Однако вскоре смельчак был убит. Такая же участь постигла еще двух знаменосцев. Лейтенант Андрюшенко с пионерским стягом в руках добрался до вершины. Высота была взята.  

Славный боевой путь пионерское знамя завершило в мае 1944 года в Кенигсберге, где под градом пуль красноармеец Сергей Зайнулин водрузил его над Кенигсбергским фортом.  Там в последний раз бойцы пошли в атаку, неся впереди два знамени. Когда закончилась война с пионерским знаменем попрощались. В последний раз прозвучала команда: «Полк, смирно! Равнение на знамя!».  В августе 1945 года военный Совет 50-й Армии принял решение возвратить знамя касторенским пионерам. 11 августа 1945 года знамя вернулось в родной школьный дом. Кроме того, ветераны подарили касторенским ребятам альбом с фотографиями, рассказывающими об этапах их боевого пути. И по сей день знамя  является главным экспонатом музея школы, символом Победы для многих поколений школьников.

 

По путям, 

дорогам фронтовым

После войны пионерское знамя не раз прошло вместе с ветеранами 307-й дивизии фронтовыми дорогами.

 В честь 20-летия Великой Победы  состоялся Всесоюзный туристический поход  «От Касторного до Кенигсберга». Одной из участниц этого похода была жительница Понырей Лидия Ивановна Евглевская (Жукова). В то время она была ученицей Поныровской средней школы. Ее воспоминания о походе записали школьники XXI века, члены школьного музея Боевой Славы.

«Мне и еще трем школьникам из Понырей была оказана высокая честь – стать участниками похода. Возглавляли его командир 1023-го полка Иван Федотович Мельников и политрук Александр Дмитриевич Буданов. Мы прошли от Касторного до Калининграда (бывшего Кенигсберга). Останавливались в моих родных Понырях, Малоархангельске и Глазуновке Орловской области, Орле, Брянске, Новозыбкове, Москве, в белорусских городах Гомеле и Гродно. Встречались с ветеранами-участниками тех боев, записывали их воспоминания. В Москве была встреча с поэтом Евгением Долматовским. На прощанье он подарил нам книгу с автографом. Мы собрали тогда очень много материала для своего школьного музея»

В журнале «Костер» от 03 марта 1985 года рассказывается об агитпоходе «От Касторного до Кенигсберга» с участием ветеранов, юных следопытов, юнкоров, руководителей детских коллективов и журналистов. Значительная часть репортажа посвящена пребыванию участников акции на поныровской земле, посещению ими Поныровского историко-мемориального музея Курской битвы, памятных мест северного фаса Курской дуги, где сражалась 307-я стрелковая дивизия. Опубликованы и воспоминания участников сражения о том, как пионерское знамя согревало солдатские сердца. Пробитое пулями, окропленное кровью, оно породнилось с бойцами полка. А заканчивается репортаж такими словами: «Остановив продвижение противника наши войска перешли в решительное наступление и освободили города Орел и Белгород. В честь этой Победы в Москве впервые в истории Великой Отечественной войны был дан артиллерийский салют. Читая сегодня воспоминания ветеранов 1023 полка, мы понимаем: это был салют и пионерскому знамени.» 

 

Сохранить 

историю для 

потомков

В Поныровском музее Курской битвы и в музее Боевой Славы Поныровской средней школы хранятся материалы об истории знамени касторенских пионеров. Походы «От Касторного до Кенигсберга» помнят поныровцы старшего поколения. Но, чем дальше в историю уходят от нас годы Великой Отечественной войны, тем больше ответственности ложится на плечи живущих поколений по сохранению памяти о подвиге наших отцов, дедов и прадедов, сохранению исторической правды для потомков.

Совсем скоро, в 2023 году мы будем отмечать 80-летний юбилей Победы в битве на Курской дуге. К этой дате в поселке Поныри намечено строительство масштабного мемориального комплекса. История пионерского знамени неразрывно связана с событиями на северном фасе Курской дуги в 1943 году, как героическая страница подвига защитников этих рубежей. И думается, что еще одна копия священной реликвии должна занять свое достойное место на поныровской земле.

Виктория Данилова.

Редакция благодарит сотрудников Поныровского историко-мемориального музея Курской битвы, руководителя музея Боевой Славы Поныровской средней школы Людмилу Калужских, учителя истории Коммунарской средней школы Медвенского района Евгения Бутенко за предоставленный материал.    

 

 

 

 

 

 

 

11:30
212