Выбыл из списков без вести пропавших

Выбыл из списков  без вести пропавших

3 декабря в День неизвестного солдата на «Мемориале памяти павших в годы Великой Отечественной войны» города Курска состоялась церемония перезахоронения останков советского летчика Виталия Васильевича Сельковского. 

В ней приняли участие губернатор Курской области Роман Старовойт, мэр  Курска Виктор Карамышев, митрополит Курский и Рыльский Герман, представители общественных и поисковых организаций, куряне.

Поисковый отряд «Курган» поднял остатки самолета «Аэрокобра» американского производства, полученного по ленд-лизу, с останками неизвестного летчика в районе деревни Снава Поныровского района в мае этого года. Узнать имя пилота по номеру двигателя самолета не удалось. Оставалась надежда, на маленький размокший клочок открытки, найденный в планшете летчика. Его смогли «прочитать» московские эксперты – появилась фамилия героя – Сельковский.

Младший лейтенант Сельковский Виталий Васильевич пропал без вести 2 июня 1943 года, отражая налет немецкой авиации на  Курск. 21-летний пилот 30-го  гвардейского истребительного авиационного полка (ГИАП) 16 воздушной армии к моменту своей гибели был награжден двумя орденами Красного Знамени. На его счету было 8 сбитых немецких самолетов.

Власти области и города приняли решение похоронить Виталия Сельковского в областном центре, чтобы увековечить подвиг советских летчиков, сражавшихся за небо над Курском летом 1943 года. Освобожденный от захватчиков город накануне Курской битвы подвергался жесточайшим бомбардировкам. В день гибели Виталия Сельковского 2 июня 1943 года налет на железнодорожный узел совершала целая армада, состоявшая из 500 самолетов. Он считается самым большим в истории ВОВ. Фашисты могли стереть город с лица земли. Рвались вагоны со снарядами, железнодорожники под градом бомб выводили из-под огня поезда. Горели близлежащие дома. В этот день погибло около 200 мирных жителей. Но город удалось спасти. Благодаря Виталию Сельковскому и его товарищам-летчикам. На перехват немецких бомбардировщиков, вылетевших из Орла, в полном составе был поднят 30 ГИАП, базировавшийся на аэродроме в районе деревни Ржава Фатежского района. Советские пилоты мужественно дрались на подступах к Курску и сделали все возможное, чтобы ослабить удар. Было сбито несколько десятков немецких самолетов, но и наши потери были велики. За один день 2 июня было потеряно 55 советских истребителей, погибли 22 пилота.

«2 июня 1943 года вражеская авиация сделала форсированный налет на город Курск, — напишет матери летчика командир части гвардии майор Ибатулин. – Виталий Сельковский вместе со своими боевыми товарищами получил боевое задание взлететь и не допустить самолеты противника до города. Эту задачу герои-летчики, а вместе с ними и Виталий, с честью выполнили – самолеты противника были обращены в бегство. В этом бою Виталий лично сбил два самолета противника. Но враг, обращенный в бегство, не оставил своей грязной мысли, снова послал большие группы самолетов на город Курск. Виталий Сельковский вместе с группой своих товарищей снова получил боевое задание «взлететь в воздух для уничтожения самолетов противника».

Товарищи описали и последний бой Виталия. «Я был ведомым у Вити и прикрывал его сзади, — рассказал его товарищ, старший лейтенант Коптев. — После нескольких атак по бомбардировщикам противника Витя стал преследовать еще группу бомбардировщиков, уходящих на свою территорию. Я шел сзади, сверху, прикрывая его атаку от истребителей противника. Сблизившись с противником, Витя открыл огонь по одному заднему самолету. В свою очередь с вражеского самолета стрелок открыл огонь по самолету Вити, Витя резко от него отвалил. Сразу же после него я пошел в атаку и передал по радио «ВИТЯ, ПРИКРОЙ», но видя, что Витя продолжает глубокую спираль и идти к земле, я бросил атаку и стал следить за его самолетом, не понимая, что происходит с ним. В этот момент я несколько раз вызывал его по радио, но он молчал. Я его сопровождал до земли. Дальше произошло с Витей то, что трудно передать словами – самолет врезался в землю, Витя погиб. Дальше я наблюдать не мог, так как сверху на меня навалились вражеские истребители…»

После установления имени пилота на федеральном телеканале «Звезда» вышел сюжет, благодаря которому нашлись родственники героя. Они проживают в Брянске. Долгие годы они искали место его захоронения, но безрезультатно. Были только данные о последнем вылете и примерное место его гибели.

Губернатор Курской области Роман Старовойт: «Это важно! Пронести память. Показать нашей молодёжи, как нужно чтить и уважать подвиг героев, благодаря которым мы живём. Благодаря которым, мы сейчас существуем и имеем возможность учиться, работать, воспитывать детей, что-то созидать».

Мэр Курска Виктор Карамышев: «Семья, которая ждала долгие десятилетия, наконец-то будет знать, где упокоился их герой. Вспоминаю слова Роберта Рождественского: «Если мы войну забудем, вновь придет война».

Командир поискового отряда «Курган» Алексей Сотников: «Поисковые отряды ищут героев — это наша главная миссия. Они наши предки, наши деды и прадеды. Они стремятся к нам из подбитых таков, из сбитых самолетов, из забытых могил, стучатся к нашей совести, к нашей памяти… Сегодня еще один герой вернулся из далекого военного времени. Он погиб почти 80 лет назад и сегодня вернулся, чтобы быть с нами всегда…

Двоюродный племянник Виталия Сельковского Александр Васильев: «Моя бабушка и мать Виталия Васильевича родные сестры, и я являюсь прямым его потомком. Мы долгие годы искали, но безрезультатно. Случайно на телеканале «Звезда» увидел репортаж о том, что поисковики обнаружили останки самолета и пилота. Связался с поисковиками, и оказалось, что это наш родственник. Спасибо губернатору, главе города, поисковикам за то, что Виталий Васильевич теперь покоится на курской земле.»

Внучатый племянник Виталия Сельковского Александр Васильев:

«Как Победа – это радость со слезами на глазах, так и у нас на глазах слезы, потому что мы наконец нашли нашего героя. И теперь в личном деле Виталия Сельковского строку «без вести пропал» можно зачеркнуть…

Светлана Борисова

 

11:00
137