«За землю умирали в облаках»

«За землю  умирали в облаках»

В годы Великой Отечественной войны на фронте наравне с мужчинами сражались более 600 тысяч женщин. Среди них были и те, кто сражался в авиации в качестве летчиц, радисток, штурманов и стрелков. Воевали они, как в составе специальных женских отрядов, так и в обычных «мужских» авиационных полках, проявляя невиданные мужество, героизм и бесстрашие.  

Общей памятью о Курской битве – великом сражении переломившем ход Второй мировой войны, связаны два соседних региона – курщина и орловщина. 

 В  апреле на здании железнодорожной станции Глазуновка Орловской области торжественно открыли мемориальную доску в память о подвиге экипажа 970-го ночного бомбардировочного полка 16-й Воздушной армии, совершившего таран немецкого эшелона на станции Глазуновка в ночь с 9 на 10 мая 1943 года. 

В составе экипажа: Полякова Александра Павловна, летчик, сержант и Сагайдаков Ефим Абрамович, штурман, старшина. Открытие было приурочено к 100-летию со дня рождения Александры Поляковой.

Инициативная группа из поселка Глазуновка под руководством Дмитрия Родионова и его заместителя Надежды Юсуповой обратились к руководителю патриотического клуба «Факел» школы №43 им. Г.К. Жукова города Курска, ветерану поискового движения, Заслуженному учителю РФ Татьяне Соколовой с просьбой принять участие в  увековечении  подвига героического экипажа. И это не случайно. В школе много лет существует музей 16-й Воздушной армии, в котором накоплен богатейший материал.  Совместно с глазуновцами была проделана большая работа по изучению и сбору архивного материала о боевом пути героического экипажа. На это ушло два года. Самое активное участие в этом приняли  педагоги Ольга Викторовна Фролова, Алексей Владимирович Фролов, Олег Валерьевич Федоров и школьники Лоскутов Никита, Алексеенко Дмитрий, Полетаев Михаил, Воронцова Карина, Черпаченко Варвара.  Член  клуба «Факел» Дарья Малихова подготовила и защитила проект «Память за собою позови» о летчице Александре Поляковой.  Учащиеся и педагоги школы, а также родители учеников  провели акцию памяти по сбору средств на изготовление и установку мемориальной плиты.  Не случайно, что среди участников торжественного мероприятия, делегация из Курской области была одной из самых многочисленных. В ней были, в частности, представители клуба «Факел» во главе с Татьяной Соколовой, председатель КООО «Профессиональный союз военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов Курской области» Николай Марков и другие. В церемонии открытия приняли участие глава Глазуновского района Сергей Шамрин, секретарь Международного Совета советских офицеров Василий Мирошниченко, академик-президент Академии социальных услуг Владимир Патрушев, председатель Орловского областного отделения Межрегиональной общественной организации «Союз советских офицеров России» Игорь Суворов, местные жители. На мероприятие приехала директор школы №5 города Борисоглебска Воронежской области, где когда-то училась Шура Полякова, Наталья Попова, гости из Воронежа, Москвы, Челябинска, Орла. 

 Началось мероприятие с митинга на площади Воинской Славы. Далее участники отправились к станции, где торжественно открыли мемориальную плиту. Память героического экипажа почтили минутой молчания. К мемориальной плите возложили цветы.

Последняя весна Шуры Поляковой

Рассказ об отважной летчице на основе исследовательской работы Дарьи Малиховой предлагаем вниманию читателей.

 

На «швейной машинке» или летающей «кофемолке»

 

 Александра или просто Шура, как ее звали друзья, родилась в 1922 году в Борисоглебске. Еще в детстве она загорелась мечтой стать пилотом, и неспроста. С 1923 года в г. Борисоглебске базировалась вторая военная школа летчиков, поэтому многие борисоглебские мальчишки и девчонки 30-х годов росли, мечтая о небе. Не удивительно, что позже, в годы Великой Отечественной войны наши летчицы сражались практически во всех видах авиации – истребительной, бомбардировочной, штурмовой.  По воспоминаниям современников Шура Полякова была  веселая, задорная, хорошо играла на гитаре, любила петь. А еще ее отличительной чертой была целеустремленность и упорство в достижении поставленной цели. Для занятий в аэроклубе нужно было вставать в 3 часа, чтобы к 4 добраться до аэродрома, а к 8 часам вернуться в школу. Перед самой войной Александра Полякова одновременно окончила среднюю школу  и аэроклуб и стала пилотом-инструктором родного аэроклуба.  А потом началась война. Девушка неустанно ходит по различным инстанциям и добивается отправки на фронт. Участвовала в боях за освобождение  Сталинграда. Затем - бои на Орловщине.  До 1943 года на ее счету было 86 боевых вылетов. Шура летала на биплане У-2. Эта модель, созданная под руководством Николая Поликарпова в 1928-м и переименованная в По-2 в честь конструктора после его смерти в 1944-м, стала чуть ли не самой массовой в мире. Трудяга У-2 использовался как учебный, санитарный, связной самолет и воевал на фронтах Великой Отечественной войны в качестве ночного бомбардировщика. Известно, что в авиации такие бипланы широко применяли для так называемых «беспокоящих налетов» на прифронтовые расположения вражеских войск. Легкие У-2 подходили к цели на сверхмалой высоте, оставаясь незаметными для средств ПВО до последнего момента. Поначалу они не могли нести много бомб, но, благодаря подлету на близкое расстояние к объектам, удары наносились с высокой точностью. В 1942-м самолет был доработан, в результате чего бомбовая нагрузка выросла до 250 (а в некоторых случаях и 500) килограммов.

Немцы прозвали У-2 «швейной машиной» и «кофемолкой», однако при встрече с бипланом им становилось не до шуток. Пилоты вспоминали, что за ночь могло совершаться до 14 вылетов, и каждый раз самолет нес бомбовую «начинку». Вот на такой «кофемолке» воевала и Шура Полякова, ставшая командиром экипажа в 970-м ночном легкобомбардировочном полку. В конце сентября 1942 года 970-й нбап вошёл в состав 271-й ночной бомбардировочной авиадивизии. В то же время в дивизию прибыл 702-й авиаполк, в котором служил старший сержант Ефим Сагайдаков. Вскоре Сагайдаков был переведён в 970-й полк и назначен штурманом-бомбардиром в экипаж Александры Поляковой. 

Некоторые исследователи утверждают, что экипаж Поляковой был семейным (сайт «Победа 1945»). Ефим познакомился с Александрой Поляковой в Борисоглебске, во время учёбы в военной школе лётчиков. Перед отправкой на фронт они поженились, но по каким-то причинам скрывали свои семейные отношения. Первоначально служили в разных полках. В ходе боёв на Орловско-Курской дуге воевали не только в одном полку, но и летали на одном самолёте вплоть до своей героической гибели. 

 

Роковой узел

 

В ночь с 9 на 10 мая 1943-го года сержант Полякова отправилась на задание на станцию Глазуновка Орловской области. Здесь находился железнодорожный узел, где расположились вражеские составы. Целью экипажа была бомбардировка этого важного для противника стратегического пункта. Когда боевая задача была почти выполнена, самолет был подбит. Понимая, что внизу – территория, захваченная врагами и невозможно дотянуть до своего аэродрома, командир экипажа приняла решение направить горящий самолет в скопление вражеской техники. Экипаж успел покинуть самолет, но летчики были расстреляны с земли. По воспоминаниям местных жителей, летчица была похоронена в лесу недалеко от села Малые Бобрики, позже, в 1956 году перезахоронена в братской могиле деревни Сеньково Орловской области.

 Место захоронения Ефима Сагайдакова неизвестно.

 

«Как и прежде в воздушном строю»

 

За свой подвиг Александра Полякова была награждена вторым орденом Красной Звезды (посмертно), ей присвоено звание младшего лейтенанта. После ее гибели в армейской газете «Доблесть» появилась статья о подвиге экипажа, совершившего огненный таран наземной цели, которая заканчивалась призывом: «Летчик! Ты идешь на боевое задание. В этот час вспомни свою боевую подругу, простую русскую девушку, любившую свою Родину и жизнь так же сильно, как и ты. Мсти за нее, товарищ!». В то время Шуре Поляковой шел  22-й год. О коротком, героическом боевом пути Александры Поляковой и Ефима Сагайдакова рассказал в своей книге «Те триста рассветов…» Борис Пустовалов, который в годы войны служил штурманом «ночников».

В музее родного города, в лётном училище есть стенды памяти Александры Поляковой, на фасаде школы, в которой она училась, установлена мемориальная доска. Подвиг Александры Поляковой – единственной женщины-летчицы, решившейся на огненный таран, не был широко известен и долгое время оставался в тени. Благодаря неравнодушным энтузиастам подвиг Александры Поляковой сохранится не только в памяти ее земляков, но и всей страны.  На мемориальной плите, установленной на станции Глазуновка, выгравированы такие строки: 

 

Они не погибли – их смерти не верьте.

Они как и прежде в воздушном строю!

Летят по великой дороге бессмертья

В историю битв за Отчизну свою.

 

Во время памятных мероприятий в Глазуновке была выдвинута инициатива об установке памятника героическому экипажу.

 

Виктория  Данилова

 

12:26
36