Служил честно, следуя Присяге

Служил честно, следуя Присяге

Главу Верхне-Смородинской сельской администрации Ивана Павловича Дородных знают в Поныровском районе многие. Но далеко не всем известно, что он в числе первых был направлен в Афганистан в конце декабря 1979 года.  

Родился  Иван Павлович  в селе  Верхнесмородино. В семье было шестеро детей, он был старший. Родители работали в колхозе и, конечно, немалая доля ответственности за братьев и сестер ложилась на него. Он помогал им по дому и в школе. После окончания школы мог поступить учиться, но парень решил сначала отслужить в армии, а уж потом продолжить учебу.

 - В ноябре 1977 года мне исполнилось 18 лет, и  через три дня после этого призвали в армию. Попал в пограничные войска. Сначала привезли в город Ош, это в Киргизии. Полгода был в «учебке», а потом был зачислен в мотоманёвренную группу -  ММГ, - говорит Дородных.

Большинство из нас представляют службу пограничника, как патрулирование вдоль границы. У ММГ несколько другие задачи.  Это подразделение предназначено для усиления пограничных подразделений в период обострения обстановки на отдельных участках Государственной границы. ММГ — подразделения пограничных войск, имеющие повышенную боеспособность, усиленные бронетехникой, укомплектованные усиленным вооружением. Можно сказать, что это спецназ пограничников.

- Мы относились к  Краснознаменному Восточному пограничному округу. Кстати, для пограничников- «восточников», служивших в Краснознаменном округе, день 25 февраля особенный, поскольку является датой создания Восточного пограничного округа. Обстановка на границе во время службы была относительно спокойной, но всякое случалось. Пришлось побывать едва ли не на всех погранзаставах пограничного отряда, - рассказывает Иван Павлович.

На первых порах было очень тяжело: непривычный климат, горы и перепады высот к которым приходилось привыкать. В подразделении служили в основном ребята из центральных областей России, но вот так сложилось, что курян коме него, больше не было.

Вместо

 севера на юг

…На дворе стоял декабрь 1979 года. Два года службы, наполненных тревогами и повседневными делами воина-пограничника, были уже позади.

 И вот уже подготовлены 

«парадки», то есть, парадная форма, нехитрые подарки для родных и близких, вклеены последние фото в «дембельский» альбом. Настроение, как говорится, «чемоданное».

- Меня, как отличника боевой и политической подготовки зачислили в первую группу для отправки домой. Но решил тогда дождаться друзей-товарищей, чтобы ехать вместе. Первая группа уехала, и стали дожидаться отправки и мы. Но, все сложилось не так как предполагалось. Ночью подняли «по тревоге», мы собираемся не спеша, думая, что тревога учебная, а нам сказали, что тревога боевая. Тут же посадили в машины, и колонна отправилась в путь. Мы даже и не подозревали тогда, куда нас везут. Как потом оказалось, в соседний Таджикистан, в город Хорог.

И приказ тогда вышел - задержать увольнение в запас. Приказ тот не противоречил тогдашним законам. Могли задержать сроком до четырех месяцев. Таких как я только в нашем подразделении оказалось 50 человек. Нас оставили потому, что Советский Союз в декабре 1979 года начал ввод войск в Афганистан. Мы привыкли к службе в горной местности, к тамошнему климату.  И были, конечно, более подготовлены к несению службы и боевым действиям в горных условиях, чем те подразделения, которые начали прибывать потом. Но это понимание пришло позже, - рассказывает бывший пограничник. 

 

... И отправили «за речку»

В Хороге пограничников построили и объявили, что требуется военная помощь дружественному Афганистану, а потом переправили через реку Пяндж. Это уже Афганистан. Документы у них  забрали, и началась  новая служба, как оказалось короткая по сроку, но полная опасностей и неожиданностей. В общем, Иван Павлович был в числе тех военнослужащих, которые первые пришли на помощь афганскому народу.

Первым всегда труднее, чем тем, кто последует за ними.  Так и бывшим пограничникам. Жили тогда в неподготовленных помещениях, с продуктами  тоже случались перебои. К примеру, погоды нет и, значит -не прилетит вертолет. И окопы приходилось не лопатой рыть, а кайлом выбивать. 

- Но никто не жаловался, страха тоже не было. Как-то верилось, что все будет хорошо. Да и мы не первый день служили уже. Часто выходили на перехват караванов из Пакистана. В такие рейды старались брать побольше боеприпасов. Моджахеды из числа наемников,  сражались с особым упорством. Не раз мы участвовали в совместных операциях с афганскими солдатами. Что про них могу сказать. Лучше промолчу. Скажу только, что нет надежнее русского солдата. По своему опыту знаю -  не подведет, не струсит, - говорит он.

Приходилось общаться ему и с местным населением.  По его словам, ужасающая бедность там. 

-Относились мы друг к другу настороженно. Нам непривычно было просыпаться под призывы муллы на молитву.  Мы мало что знали об их жизни, и они о нас тоже. Вспоминается кинофильм «Белое солнце пустыни». Там в одном из эпизодов показано, что женщины ходят, закрыв лицо паранджой. Вот и там, в Афганистане такая же картина: идет человек, закутанный в одежды и в парандже, попробуй, догадайся кто там, мужчина или женщина. Тем более что такие факты были. Одежда просторная, под ней и автомат можно спрятать, паранджа лицо закрывает и потому  афганские военнослужащие проверяли неизвестных. Но мы проверку  не осуществляли и лишь присутствовали при этом, готовые прийти на помощь. Люди живут в помещениях, с земляными полами быт самый неприхотливый. Население занимается сельским хозяйством, но механизации никакой. Все вручную, да и где там трактору развернуться на крошечных участках земли, на склонах гор. Помнится, калоши им привезли, так они плясали на камнях и радовались. Было такое впечатление, что некоторые из них впервые в жизни обувь заимели. Однажды угостили своими лепешками. Ну не знаю, на любителя они. Мне не понравились, - говорит Иван Павлович.

Запомнилось ему, как раздавали продукты питания местным жителям, как те радовались. Как шли женщины и просили хлеба. Только белый хлеб просили, черный не брали. 

 

Долгожданный приказ

Весной 1980 года, наконец, вышел долгожданный приказ об увольнении в запас. К восьмому марта солдат, наконец, вернулся домой.  Немного отдохнув, пошел работать в колхоз механизатором. А осенью того же года поступил учиться в сельскохозяйственный институт. 

И здесь было нелегко. За два с половиной года службы многое подзабылось. Но бывший солдат справился с трудностями.

Будучи студентом и спутницу жизни себе нашел. В 1983 году произошло прибавление семейства – в семье родились  две девочки – двойня, как принято говорить.

 Тогда пошел Иван Павлович в администрацию Курского района с просьбой выделить ему квартиру, как воину-интернационалисту. 

-До сих пор помню, самодовольное лицо этого «представителя» власти. На мою просьбу он ответил, мол, я тебя туда не посылал. Так хотелось... Но, в общем, сдержался и ушел. Хотел уже на заочное отделение перейти. Пошел к декану факультета, чтобы заявление написать. Тот, узнав, в чем дело, вместе со мной пошел к ректору института. Ректор, выслушав его и меня, дал распоряжение о выделении комнаты в общежитии. Конечно, семью в городе на студенческую стипендию не прокормить, а потому днем учился, а ночами подрабатывал. Учился так, что был в числе лучших студентов. Человек может многое, если только захочет, -  говорит Иван Павлович.

После учебы вернулся в родной колхоз, и  некоторое время работал главным инженером, а потом односельчане избрали его председателем Верхне-Смородинского сельсовета. Сейчас он возглавляет объединенный Верхне-Смородинский сельсовет.  Так что стаж его работы в органах власти более 30 лет. Вместе с супругой Галиной Дмитриевной вырастили и воспитали троих детей. Награжден государственными наградами СССР и ДРА.

- События на афганской земле теперь  воспринимаются не так остро как тогда. Но эти дни  в памяти навсегда останутся. Не утихают споры в обществе о нужности той войны. Но, как бы там не было, мы честно выполнили свой воинский  долг, -  говорит Иван Павлович.

Николай 

Лагутин.

Фото из семейного архива Ивана Дородных.

 

10:09
289