В памяти осталось навсегда

В памяти  осталось  навсегда

Сколько у нас в районе осталось бывших фронтовиков, защищавших Родину от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны с оружием в руках? К сожалению, очень мало, а если быть точнее, то в Поныровском районе только Иван Григорьевич Богданов. И потому воспоминания его и других участников войны бесценны, и должны сохранится в памяти людской.

Ему исполнилось 96 лет 2 февраля. С этим событием его поздравили родственники друзья, работники администрации. К сожалению, ситуация с коронавирусной инфекцией не даёт возможности полноценного общения. И потому, прибыв к Ивану Григорьевичу, общались, соблюдая все меры предосторожности, принятые в этом случае: в масках, на безопасном расстоянии.

Так как встреча происходила в феврале, поинтересовался у него о днях фашистской оккупации, о том, как пришли советские войска в 1943 году.

Ивану Григорьевичу, когда началась война еще и 16 не исполнилось. А потому в армию его не призвали. И он остался в родном селе. Ушли советские войска, началась немецко-фашистская оккупация. 

Впервые с немецкими солдатами Ивану Григорьевичу пришлось встретиться не на фронте, а в родной Ольховатке.

- Помню, какая горечь охватила всех нас, когда наши красноармейцы уходили на восток. Зашли к нам в дом два красноармейца, видно отбились от своей части. Они спросили, как пройти к железной дороге. Я показал им дорогу и проводил за околицу, - рассказывает ветеран.

В скором времени, осенью, пришли в село немцы, сначала передовой отряд, а потом создали комендатуру. Расположились они в центре деревни, но прошлись по всем домам: собирали продукты, забивали домашнюю скотину и птицу. Впрочем, не гнушались ничем, могли и последнюю ковригу хлеба отнять.

А как начались холода, отбирали и теплую одежду. - Не получился у них блицкриг, а одежды теплой не заготовили, - говорит Иван Григорьевич. 

Нелегко и непросто было жить, под «немцем». Фашисты установили свои порядки за нарушение которых грозило наказание, обычно, смертная казнь.

Приходилось общаться пареньку с немцами, как говорится и лично. 

- Однажды я не смог по болезни выйти на расчистку дорог от снега. В хату зашли полицейский и немец. Увидев мое состояние, немец показал три пальца. Мол, на три дня освобождение от работы. Дни эти быстро пролетели, но полного выздоровления не наступило. Хотел не идти на работу, но мать уговорила: «Сходи, вон двух подростков расстреляли, за то, что не пришли». И действительно, такие случаи были не редкость. Пошел.

Конечно, слабость давала о себе знать, и немец заметил, что я часто отдыхаю, работаю, как ему показалось, не в полную силу. Ну и посыпались удары палкой по спине. Хорошо в тот день оделся потеплее, и сквозь одежду они особо не ощущались, - вспоминает ветеран.

О положении на фронте, о победах наших войск не было слышно ничего.  Радио не было и не было никакого общения. Потому мы долго не знали о победах советских солдат под Москвой, под Сталинградом.

 Наоборот, немцы и их приспешники говорили, что вскоре возьмут Москву, что Красная армия разбита. Но мы не верили в это. Уже в конце января 1943-го стали понимать, что бьют наши немцев! Стало заметно, что фашисты готовятся к отступлению. А в феврале я впервые увидел советских солдат, которые пришли к нам со стороны села Становое.

Этот день запомнится мне навсегда. Жить, конечно, стало свободнее. Исчез страх, что вот сейчас ворвутся к тебе в дом и ограбят, расстреляют, угонят в рабство. Ведь и такое было, - закончил свой рассказ ветеран.

К тому времени у паренька наступил призывной возраст и его мобилизовали. И началась боевая служба Ивана Богданова в рядах Советской Армии, которая закончилась в 1950 году.

Николай лагутин 

 

10:52
90