Переводчик Сашка

 По итогам переписи населения, в России живут 

204 958 цыган. Этот древний народ принадлежит к восточной ветви цыганского народа, и в то время, когда ее западная ветвь утрачивает языки и обычаи, восточные цыгане стараются их сохранить.

Когда именно цыгане появились на курской земле, достоверно узнать нельзя. В первой половине XIX века курские учёные делали предположения, что случилось это не раньше XV века, после победы над Татарским игом.

Сохранилось и описание характера курских цыган: называют их непостоянными, скрытными, горячими, но робкими! Отмечается, что они имеют талант к пению, музыке и пляскам и могут быть хорошими ремесленниками, а вот к доблестям и военной жизни равнодушны. Хлебопашцами же не могут быть вовсе, ибо враги продолжительных и трудных работ и оседлой жизни.

Среди курских цыган было много отличных музыкантов и кузнецов, однако в города таборы старались не пускать. Цыган это не сильно и расстраивало. На окраине Курска они облюбовали живописный холм, который оставался нетронутым даже во время сильных паводков. Место так и стали называть Цыганский бугор, а аккурат на месте стоянки таборов сейчас расположен Храм Преподобного Серафима Саровского.

Постепенно цыгане расселились по окрестностям: в южной части Стрелецкой слободы появилась Цыганская площадь и улицы Цыганская на ямах, ставшая позднее Цыганским тупиком, а затем улицей Бутко.

Цыгане были одним из главных украшений Коренской ярмарки. В Панские ряды их не пускали их вотчиной была противоположная часть ярмарки, где шёл конский торг. Табор разбивался прямо у стен гостиничного здания постояльцам нравились песни и пляски, за которые они готовы были платить монетой. Цыганское пение разносилось и из большинства кабаков. К вечеру разомлевшие посетители сами устремлялись поближе к табору.

 Но это из истории. А как же живут современные цыгане.

Сейчас, большинство российских цыган уже ведут оседлый образ жизни и хорошо интегрированы в экономическую, социальную и культурную сферы. Вместе с тем кочующие цыгане нуждаются в мерах поддержки, в первую очередь – в получении детьми образования. Для адаптации цыганских детей и освоения учебной программы на уровне их сверстников создаются специальные подготовительные классы, после которых дети «вливаются в обычные классы без психологических и иных проблем».

Одно время нашей семье  приходилось жить по соседству с цыганам. Жили они в трех домах.  Что можно сказать на бытовом уровне? Хорошие отзывчивые люди. Никакого лукавства за ними не замечалось. Занимались они домашним хозяйством.

 С одним из них – Сашей, поддерживал дружеские отношения: вместе ходили в кино, на танцы. Мы были молоды, и частенько возникали потасовки с ребятами с соседней улицы, и тогда на Сашу можно было положиться. Впрочем, и он всегда знал, что в случае чего,  «ребята с нашего двора» всегда  рядом. В общем, он был одним из нас. Помнится, мы слушали  виниловые пластинки с цыганскими романсами, а Саша пытался переводить. Уже не знаю, где он придумывал, а где был действительно  текст, но было очень интересно! Наверное, стоит добавить, что после этого Сашу  мы так и называли  - «переводчик». Скорее для того, чтобы  не называть его «цыганом». Ведь были и другие, ребята которых мы называли именно так.

Дружили между собой и наши родители, оказывали друг-другу какие-то мелкие услуги по-соседски.  Потом цыганские семьи перебрались в областной центр.

Но о старых знакомых не забывали.  Мало того, и их дети всегда при случайных и крайне редких  встречах относились к бывшим соседям приветственно и с почтением, хотя знали-то они о нас лишь по рассказам отцов и матерей.  

Прошли годы. Выросли дети. Одна из моих дочерей стала медсестрой.   После окончания медучилища, ее направили работатьв детскую поликлинику. В район ее обслуживания входила и та улица, где проживали цыганские семьи. Там и наши цыгане поселились.  Во время одного из обходов она и встретила бывших соседей. В семья уже были внуки и правнуки.  Безусловно, отнеслись они к ней тогда очень тепло. А при посещении детской поликлиники, где она работала, обязательно старались увидеть ее: поговорить о чем-то, посоветоваться.  По их мнению, побывать на приеме у врача – это одно. А вот побеседовать с медсестрой, да еще со своей, -  тут другое дело!

Последние годы как-то не приходилось встречаться. Но уверен, дружеские отношения и теплые чувства  по отношению друг к другу из той далекой юности у нас останутся навсегда.

Ежегодно 8 апреля отмечается Международный день цыган. В этот день в 1971 году в Лондоне состоялся Первый Всемирный конгресс кочевых людей, на котором присутствовали делегаты из 30 государств. Цыгане признали себя единой нетерриториальной нацией и утвердили собственные флаг и гимн.

Николай Петров

 

 

11:34
331