«И вспыхнула огнём на небе синем его пятиконечная звезда»

«И вспыхнула огнём на небе синем его пятиконечная звезда»

«Аэрокобра» - так именовался американский истребитель Р-39, поставляемый по ленд-лизу Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны. 

В Советский Союз было направлено почти 5000 этих истребителей, что составило более половины всех выпущенных машин этого типа, или более трети всех переданных нам в годы войны американских самолетов.

Сами американцы не очень жаловали этот самолет, и отказались от него, как и англичане, и французы. Маневренная, верткая машина демонстрировала свои лучшие качества в ближнем бою. А это требовало от летчика умения, отваги и мужества.  Этих качеств нашим пилотам было не занимать, потому «американцы» пришлись им по душе. Самолет был достаточно сложен в управлении, поэтому его доверяли, как правило, самым опытным летчикам, настоящим асам. Александр Покрышкин, трижды Герой Советского союза, воюя на «Аэрокобре», с весны 1943 года уничтожил в воздушных боях 48 самолетов противника.

 Фрагменты самолета «Аэрокобра» были подняты из земли поисковиками отряда «Курган»  в конце мая на территории 2-го Поныровского сельсовета в пойме реки Снова. История обнаружения местонахождения самолета тянется еще из  90-х годов прошлого века. Именно тогда жительница близлежащей деревни показала примерное  место падения самолета поисковикам. Сейчас уже нет свидетельницы того страшного воздушного боя, но каждый год выходят на вахту в Поныровском районе поисковые отряды. И благодаря им возвращаются из небытия все новые и новые имена воинов, сражавшихся за Победу.

 Маленькая деталь с маркировкой: «сделано в Чикаго» дала понять -  здесь лежит «американец». В первые  дни работ удалось поднять части двигателя, детали обшивки, и самое главное – останки пилота. А кроме того – фрагменты офицерского ремня и планшетки с истлевшими документами и картами. Сам же двигатель удалось поднять чуть позже. Глава района, Владимир Торубаров помог с  экскаватором.

Отвлекаясь от повествования, отмечу, что в последнее время поныровская земля стала «щедра» на самолеты. У поисковиков есть свои приметы. Они утверждают, что если  один раз поднимешь самолет, потом только их поднимать и будешь. Верить в это или нет, дело каждого, но на счету отряда «Курган» 12 поднятых самолетов мене чем за год.

- Это хорошо, - рассказывает самый старший боец отряда Валерий Мокин, ведь у летчиков, как правило, нет могил. А по номеру двигателя самолета можно определить экипаж, станут известны имена, у родных появится место, куда можно приехать, поклониться памяти близкого человека, - говорит он.  

 К слову, самому младшему участнику поисковой экспедиции по имени Даниил, 11 лет, но на его счету уже не один поднятый солдат. В поисковых экспедициях он вместе с дедушкой – полковником ФСБ в отставке Валерием Мокиным.

В этот раз имя пилота помог установить чудом сохранившийся фрагмент почтовой открытки, найденной в планшетке.

Не медля, командир отряда «Курган» Алексей Сотников отправился с ценной находкой в Москву в экспертную лабораторию «Солдатский медальон». Эксперт Олег Гусев помог раскрыть имя погибшего летчика: Виталий Васильевич Сильковский. В базе архивных документов родные пилота не значатся. Возможно он воспитывался в детском доме. К моменту гибели Виталий Сильковский воевал больше года и  имел на своем счету восемь сбитых самолетов врага. Был награжден двумя орденами Красного Знамени. Был отважному летчику 21 год.

Поисковое братство всегда приходит на помощь друг другу. И в этом случае друзья поисковики, специализирующиеся на истории авиации, Илья Прокофьев из Казани и Борис Давыдов из Москвы восстановили по номеру двигателя и остальным данным картину боя и другие интересные подробности.

Самолет был передан 27 апреля 1943 года в состав 30-го гвардейского истребительного авиаполка 16-й Воздушной армии, который базировался на аэродроме в деревне Ржава Фатежского района. Воздушные бои велись еще до начала Курской битвы. Фашисты пытались помешать поставкам оружия в предверии величайшего сражения. 

Символично, что имя погибщего летчика стало известно в эти же летние дни, спустя  78 лет после его гибели.

Двигатель, поднятый поисковиками, специально не будет реставрироваться. Со всеми повреждениями, он станет экспонатом музея поискового отряда «Курган». На месте работ поискового отряда побывали наши коллеги, журналисты федерального телеканала «Звезда». В прошлые выходные в программе «Главное с Ольгой Беловой» вышел сюжет о нашем Поныровском районе.

Неумолимое время уносит от нас свидетелей той страшной войны. И тем ценнее и важнее становится нелегкий труд поисковиков – посредников между прошлым и будущим, во имя сохранения памяти, во имя будущих поколений. Возвращенное из небытия в мир живых имя солдата, погибшего за Отечество, они считают лучшей наградой за свои труды.

     2 июня 1943 года  две эскадрильи 30-го гвардейского истребительного авиационного полка 16-й Воздушной армии смело атаковали большую группу из тридцати «Юнкерсов» и «Фокке-Вульфов». Старший лейтенант А. И. Горголюк, лейтенант И. Д. Мамонов, младший лейтенант И. В. Кольцов сбивают по одному Ю-88, а младший лейтенант А. П. Филатов – один тяжелый истребитель сопровождения Ме-110. После атак младших лейтенантов В. В. Сильковского и Л. Г. Коптева ещё один Ю-88 идет вниз и, скосив высокий стог прошлогодней соломы, зарывается в землю неподалеку от села Николаевка… Но и немцы атакуют и  расстреливают три «Аэрокобры». Смертью героев погибают Кольцов и Сильковский, тяжело раненый Горголюк спасается на парашюте, но навсегда теряет зрение…

 

Анастасия 

Демьянова

 

 

10:35
328