«Увидишь – будем в Берлине!»

«Увидишь – будем  в Берлине!»

 В песне, автором текста которой  является  Евгений Агранович,  есть и такие слова:  

«…Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой». 

Мы все  слышали эту песню много раз. Есть свой герой и в семье Валентины Казначеевой. Впрочем, все по порядку.

«С фотографий 

увядших глядят…»

В один из дней в редакцию зашла женщина. Сотрудники редакции знают ее – живет неподалеку. 

 - Валентина Петровна Казначеева, - представилась она. 

-Напишите в газете о моем отце Петре Гурьяновиче Рыкове, -  сразу переходя к делу,  сказала она. 

 И добавила, что, к сожалению, никаких памятных вещей с фронта от него не осталось. Даже медали и ордена теперь уже утеряны. 

Валентина Петровна, выложила копии наградных листов, пожелтевшие от времени фотографии военных лет. С них на нас смотрели улыбающиеся лица молодых, и не очень солдат.

- Отец рассказывал о судьбе этих ребят. Но, я уже ничего не помню, - сказала она.

- А вот эти солдаты точно  остались живы,  - делает она вывод, рассматривая очередное фото. – Снимок-то сделан 9 мая 1945 года в Праге. А значит, все встретили Победу, - добавляет Валентина Петровна.

Петр Рыков родился в 1914 году в селе 1-Поныри. Учился в школе, был на курсах и стал механизатором. Затем, механиком в МТС. Подошло время – женился.  Жизнь шла своим чередом. Был и призыв в армию. Пришлось ему участвовать в войне с Финляндией.

- Нас в семье 11 детей было. Трое довоенные. А восемь ребятишек уже после войны родились,  - говорит Казначеева.

«От Курска и Орла…»

С самого первого дня войны Петр Рыков на фронте. Участвовал в Курской битве, форсировал Днепр, освобождал Украину, Прагу. Не счесть городов и деревень, которые вместе с товарищами освобождал Рыков. Это и про него говорится, что пол-Европы прошагали, пол-Земли. Да, прошагал. Точнее, исколесил. Поскольку был на фронте водителем у генерал-полковника Давида Абрамовича Драгунского, который уже в послевоенное время напишет книгу «Годы в броне».  В ней есть упоминание о нашем земляке водителе Рыкове. Наверное, стоит отметить, что дважды Герой Советского Союза Давид   Драгунский начал войну в звании капитана, закончил ее в звании полковника.  Упоминается в  книге такой эпизод, когда на поле боя под обстрелом Рыков вел машину, а Драгунский, подбадривая, наверное, и себя, и водителя сказал: «Увидишь - будем в Берлине!».

 «На всю оставшуюся 

жизнь нам хватит 

подвигов и славы…»

Не раз Петру Рыкову приходилось участвовать в схватках с врагом. Об этом красноречиво говорят его боевые награды. У сержанта Рыкова  три ордена Красной Звезды, а еще орден Великой Отечественной войны I степени!  И это, не говоря о медалях.

Вот как описывается подвиг, совершенный им  в 1943 году. Выписка из наградного листа: : «В боях за социалистическую Родину  на 1 Украинском фронте показал себя смелым, храбрым и мужественным воином. Не считаясь со временем и усталостью тов. Рыков по приказанию командира 318 т.б. 8.11. 1943г. отправился в разведку, установил передний край обороны противника в районе Фастовец, где захватил одного пленного, возвратился с точными данными и уничтожил при этом из автомата 12 немецких солдат и офицеров.

12 11.1943 г. тов. Рыков совместно с группой бойцов отправился  в район Траласы в разведку, где им было обнаружено движущихся  6 немецких танков, в направлении гор. Фастова. Благодаря своевременному донесению командованию вражеские танки полностью были уничтожены. В этом бою тов. Рыков уничтожил немецкий экипаж. 

Вот такой наш земляк, русский солдат Петр Рыков. Не побоялся ничего. Смело вступил в бой  с превосходящим по численности противником и победил!  Есть и другие наградные листы, в которых описываются подвиги нашего земляка.  Их тоже можно пересказать. Но нужно ли? За скупыми строками, характеризующими солдата на поле боя, мы видим незаурядного человека, который рискует своей жизнью, делает все, от него зависящее, для скорейшего освобождения. Родины от немецко-фашистских захватчиков.

Ветеран свято хранил свои награды, как напоминание о войне.  Это потом затерялись ордена и медали.    Но, одно напоминание осталось  с ним навсегда – пуля немецкого автоматчика, которая засела в руке. 

«Одержим Победу, 

к тебе я приеду…»

Победный май 1945 года ветеран встретил в Праге. Хотя перед Прагой вместе с товарищами, брал Берлин.  Так получилось, что танковую часть, где он служил, отправили освобождать Прагу. Солдат не выбирает себе военные дороги, по которым ему шагать, их выбирают генералы. А вот кому в живых остаться в той страшной войне, тут и генералу не под силу решить.

И вот окончена война. Дорога  к Победе, в весеннюю Прагу 1945 года, заняла четыре года. Назад по времени была много короче. И вот уже за окном вагона мелькают разрушенные украинские и русские села. Наконец - родные места.

Понырей и села 1-е Поныри было не узнать. Почти все дома разрушены. Но вот домик, в котором жили Рыковы, уцелел. В нем и стал жить орденоносец, демобилизованный сержант Петр Рыков. В то время работу особенно не выбирали. Куда прикажут – туда и идти нужно было.  Ему, как человеку заслуженному и принципиальному,  предложили работать в торговле.

Был и заведующим сельским магазином и завторгом. Одно время возглавлял райпо. И всегда, и везде показывал себя ответственным работником. О принципиальности его говорит хотя бы тот факт, что не построил он себе дом. И потому жило  многочисленное семейство Рыковых в довоенном построенном домике.

За добросовестный труд его не раз награждали почетными грамотами, объявляли благодарность.

Спросил у Валентины Петровны, мол, встречался ли когда-либо ветеран с друзьями-однополчанами?

- Не припоминаю такого. В шестидесятые годы такие  встречи были редко. Это потом чаще стали.  И больше внимания стали ветеранам уделять. Это, безусловно, очень хорошо. Только вот почти не осталось фронтовиков,  – сказала она.

Так бы и жить-поживать ветерану до глубокой старости.  Что еще нужно? Есть дом семья, любящая жена и дети. Да фронтовые ранения и болезни дали о себе знать. Он ушел из жизни, когда ему не было и 60 лет.

 По словам дочери Валентины, любил он рыбалку. Да не такую, чтобы ведрами рыбу таскать, а тихую, спокойную.  И о пруде заботился. Часто плотину  в весеннее половодье размывало. Он тогда трактористов  просил, что бы они  засыпали промоину.

- Бывало, встанет рано утром на заре, возьмет что-то, вроде плетеной корзины вместо бредня, и ловит рыбу.  Я тоже с ним на рыбалку ходила. На гармони он не играл, а вот послушать хорошего гармониста любил. Я теперь понимаю, что  любовь к гармони,   у него с фронтовых времен осталась. Ведь какие там развлечения в недолгие времена отдыха и затишья на фронте? Гармонь,  конечно! - дополняет она свой рассказ.

Из детей Рыкова, родившихся  в довоенное время, никого не осталось уже. 

- Да и  нас, послевоенных, из восьми детей нынче только четверо в живых.  В Понырях я одна живу.  Но, все мы и дети, внуки, и правнуки помним о нашем Герое,  о сержанте Петре Рыкове.  Его портрет  9 Мая понесут  потомки в Москве, Туле, Курске и в других городах, - говорит Валентина Петровна.- И, конечно же, здесь, в Понырях, -  заканчивает она беседу.

Вот такие люди жили среди нас. Мы не должны забывать об их подвигах, помнить обо всех, кто погиб, и кто вернулся с войны.

Николай 

Лагутин

 

10:22
504