Время выбрало их

Время выбрало их

Беда, казавшаяся чужой и далекой, вдруг черным вихрем ворвалась в нашу жизнь, вошла в наши дома…

И первыми у нее на пути встали медицинские работники – врачи, фельдшеры, медсестры, санитарки. Как солдаты верные присяге, вышли они на борьбу с невидимым смертельным врагом, не щадя себя, рискуя не только своей жизнью, но и  жизнью своих близких.

 Сегодня, о том, что пережили, они рассказывают спокойно, порой даже улыбаясь. Выдают глаза, в которых затаилась усталость от невероятного, на пределе возможностей, напряжения физических и душевных сил и что -  то такое, что трудно передать словами. Взгляд солдата, вернувшегося с войны.

  — Ощущение было такое, словно началась война, — рассказывает, словно читая мои мысли, главный врач Центральной районной больницы Татьяна Тверитнева. – Телефоны не смолкали ни на минуту. В больницу поступали по 40-50 человек с признаками респираторных заболеваний. Необходимо было распределить их на тяжелых и тех, кто может лечиться дома. Ежедневно  на выездах были три-четыре машины скорой помощи. Администрация района выделяла дополнительный транспорт. Был задействован весь персонал. Все мы, независимо от специализации, в одночасье стали инфекционистами, — говорит она.

Татьяна Геннадиевна в должности главврача с февраля нынешнего года. И, почти сразу, такое серьезное испытание. За короткое время – счет шел не дни, а на часы – нужно было сориентироваться, мобилизовать персонал и полностью перестроить работу  в новой реальности. По словам главврача, коллеги не подвели. Все от врачей, до санитарок, делали все, что могли, чтобы остановить распространение инфекции.   

 – И все же,  почему случилось так, что Поныровский район оказался в печальных лидерах области по числу заболевших? 

По мнению Татьяны Геннадиевны, у нас просто раньше, чем в других районах, стали выявлять больных.

— Довольно большое число наших жителей работает вахтовым методом в Москве. С начала апреля вахтовики стали возвращаться домой. Среди них были больные с выраженными симптомами. При проверке их контактов, выявлялись бессимптомные носители инфекции, — высказывает врач свои предположения.

  — Это было неожиданно. Нас готовили к тому, что у заболевших будут характерные клинические признаки заболевания:  высокая температура, сухой кашель. Но все оказалось иначе. Примерно у 30 процентов заболевших вообще не было никаких проявлений. Они свободно посещали общественные места, приходили в больницу. Потому и было принято решение о двухнедельной самоизоляции всех, прибывших из других регионов. Большинство отнеслось к этим мерам с пониманием, но не все, — продолжает рассказ Татьяна Геннадиевна.

Они работали на пике риска, когда каждый прием, каждый вызов – может стать смертельно опасным. Не знаешь, что ждет тебя за очередной дверью. 

 -Принуждать никого не пришлось, все были добровольцами, — говорит Татьяна Геннадиевна. На первых порах не хватало элементарных средств защиты – масок, костюмов. Научились шить маски сами, в короткие часы отдыха. Нашлись помощники. Партию средств защиты предоставил наш земляк, генеральный директор московского предприятия ГБУ «Гормост» Юрий Иванков, не осталась в стороне от проблемы и администрация района. Но все равно, этого было не достаточно. Не испугались, не отступили и тогда, когда болезнь стала поражать их самих, одного за другим. Те, кто выздоравливали, вновь возвращались к работе. Среди них – участковый врач-терапевт, молодой специалист Игорь Казначеев. Он был одним из первых, как выразилась Татьяна Тверитнева, добровольцев. И заболел одним из первых. 

  — Страшно не было, и сейчас не страшно, хочется подробнее изучить эту болезнь, чтобы научится с ней бороться, — говорит он.

Но многие из медработников сознаются, что было страшно и даже очень. Когда было совсем тяжело — молились. Говорили, что помогало. Страх был не только за себя, но и за своих близких. Но сильнее страха было осознание того, что, если не мы, то кто? Именно такую фразу в один голос повторяли работники педиатрического отделения. По словам главного врача, они в этот период проявили себя, как настоящие герои: осуществляли выезды к больным коронавирусом, брали пробы. Персонал отделения, в основном, молодые женщины, имеющие маленьких детей. Так и у Ирины Мартинюк их трое, она только недавно вышла из отпуска по уходу за ребенком. 

Впрочем, эту фразу о героях, Татьяна Геннадьевна повторяла не раз, рассказывая о коллегах – от врачей, до младшего медперсонала. И это вполне справедливо. Особенно тяжело пришлось, когда часть медперсонала заболела, а другая часть находилась на вынужденном карантине. А нужно было оказывать помощь пациентам не только с коронавирусом.

  — Пришлось заменять друг друга. Так, хирургическую первую помощь мы оказывали вдвоем с врачом акушером-гинекологом Сергеем Васильевичем Шолоховым. Силы здравоохранения области были направлены на развертывание коек для ковидных больных, нам нужно было справляться своими силами и мы это понимали. Фельдшеры сельских ФАПов не только работали на местах, а помогали нам здесь, в ЦРБ. Так, фельдшеры 2-го Поныровского и Теплинского ФАПов, Дудина Надежда Дмитриевна и Пешкова Людмила работали на скорой, — рассказывала Татьяна Геннадиевна. Она старается перечислить всех, и в адрес каждого высказать слова благодарности. Не осуждает и тех, кто ушел, не выдержал, но таких немного.

И, конечно, отдельных слов благодарности заслуживают родные и близкие медработников, которые понимали, терпели, поддерживали. Кому то из медработников приходилось оставаться в больнице, неделями не видеть родных, чтобы не подвергать их опасности. Впрочем, и у тех, кто приходил домой, времени на общение с родными тоже не было.

  — Приходила, чтобы немного поспать. В прихожей снимала с себя всю одежду, отправляла в стирку, а на утро – на работу. Про выходные речи не было. Муж очень переживал за меня, но виду не показывал и старался поддерживать, как мог, — рассказывает участковый врач-терапевт Наталья Викторовна Дудина. Она была среди тех, немногих, кто оставался на посту и работал за себя и за коллег, выбывших на время из строя.

  — Думала, что за тридцать с лишним лет работы врачом всякое повидала, но такое в моей практике впервые. Нам пришлось не только медицинскую помощь оказывать, но и психологическую. Люди ведь разные. Кто-то слишком легкомысленно относился к происходящему, а кто-то впадал в панику, а этого допустить нельзя было, — продолжает она. 

Примечательно, что каждый, с кем довелось побеседовать, старался рассказать не о своих заслугах, а высказать  добрые слова о коллегах, все время подчеркивая, чтобы кого-нибудь из них не забыли. Каждый рассказ – пример преданности профессии и истинного мужества. А о себе говорили, что просто выполняли свою работу.

К горькому сожалению, не обошлось и без тяжелых, невозвратных потерь. Болезнь унесла жизнь медсестры Анпилоговой Любовь Васильевны. В ЦРБ она проработала 43 года.

Говорят, что в жизни каждого человека должна быть своя война. Ту, что выпала на их  долю, большинство прошло с честью и до конца. И первая победа. Одна на всех, которую они не делят, а просто радуются ей вместе. Но битва еще не закончена, наши медработники и сейчас на передовой,  но уже другие, вооруженные опытом и поддержкой государства.

Работники здравоохранения стали героями нашего времени. Не случайно свое обращение к россиянам после первой недели карантина Президент страны Владимир Путин начал со слов благодарности медицинским работникам. За каждым выздоровевшим пациентом стоит колоссальная работа тех, кто проводил в больнице сутки без сна и отдыха, кто мчался на вызов в любое время дня и ночи. 

И важно, чтобы мы не забыли об этом, когда минует беда, закончится эпидемия. Низкий поклон вам – люди в белых халатах! Здоровья и благополучия вам и вашим родным!

Виктория Данилова.

 

12:05
512