Бабушкино наследство

Бабушкино наследство

О том, что довелось пережить нашей земле в годы военного лихолетья, о беспримерном мужестве защитников этих рубежей, свидетельствуют десятки братских могил, памятников и монументов. Но и сама земля может поведать о многом.

 

 Вот уже 77 лет в недрах своих хранит она эту горькую память – не захороненные солдатские останки и «металл войны». Не было года, в который не сообщалось бы об опасных находках в нашем районе. «Доныне отсюда увозят снаряды, как будто и не было битве конца…», — писал в конце прошлого века наш земляк, участник Курской битвы, поэт Геннадий Ильин. На дворе 2020-й, а земля все еще не может до конца освободиться от этого страшного наследия войны.

Недавняя находка в селе Ольховатка поразила воображение даже видавших виды работников службы МЧС. 

18 мая на телефон «Службы спасения-112» поступил звонок об обнаружении боеприпасов времен Великой Отечественной войны на земельном участке частного домовладения  на территории села.

На место обнаружения – улицу Кутырки -  были направлены группа спецработ Аварийно-спасательной службы Курской области, сотрудники полиции. Хозяева показали несколько минометных мин, которые обнаружили на своем участке при вспашке огорода. При проверке выяснилось, что это только малая часть хранящегося здесь арсенала. Всего сотрудники МЧС извлекли из земли более 120 мин разного калибра и 12 артиллерийских  снарядов калибром 45 мм. Страшно представить каких бед могло натворить смертоносное железо, пролежавшее в земле без малого восемь десятков лет.  Все это «добро» было немедленно вывезено на полигон «Постоялые дворы» и уничтожено.

Напомним, что село Ольховатка и его окрестности в июле 1943 –го года были направлением главного удара немецких войск группы армий Центр, рвавшихся к Курску. Враг был остановлен и повернут вспять. На этих рубежах потерпела крах тщательно спланированная немецким командованием операция «Цитадель». 

Как случилось, что такое количество боеприпасов много лет хранилось не в поле или в лесу, а на частном подворье? В поисках ответа на этот вопрос отправились в Ольховатку. Усадьбу Гончаровых показала исполняющая обязанности главы Ольховатского сельсовета Елена Николаевна Бирюкова. Хозяева встретили нас радушно, доброжелательно, показали место, где обнаружили боеприпасы и между делом поведали историю своей семьи.

Хозяйка усадьбы Валентина Максимовна Гончарова – уроженка села, принадлежит к первому послевоенному поколению. Для них, девчонок и мальчишек той поры, война хотя и была историей, но совсем недавней, свидетельства которой встречались на каждом шагу. На этом же месте стоял до войны родительский дом.  Ее родители — Максим Максимович и Мария Никифоровна Пешковы -  обычные сельские труженики, работали в колхозе, растили детей. Максим Максимович был механиком тракторной бригады и славился в селе, как мастер золотые руки по ремонту сельскохозяйственной техники. В мирную жизнь огненным вихрем ворвалась война. В августе 1941 года Максим Максимович, как и многие его односельчане, был призван на фронт. Марии Никифоровне довелось пережить немецко-фашистскую оккупацию, похоронить трех детей. Оккупанты не щадили ни старого, ни малого, отбирали последнее, не задумываясь, что обрекают людей на голод. В феврале 1943 года пришло освобождение. Наши войска готовились к решающему сражению, Курской битве. Строить оборонительные рубежи им помогало местное население. Перед началом боев жителей эвакуировали. Мария Никифоровна с детьми была неподалеку, в деревне Матвеевка. Совсем рядом шли жестокие бои, гул разрывов не стихал ни днем, ни ночью. Не сумев прорвать оборону советских войск, враг начал отступать. Война уходила на запад, и люди возвращались домой. Вернулась и Мария Никифоровна в свое село. 

  — Мама рассказывала, что от Ольховатки ничего не осталось. На нашей улице уцелел один дом. Зимовали, где придется – в оставшихся землянках, блиндажах. Мама с детьми переживали зиму в погребе, который чудом сохранился, — рассказывала Валентина Гончарова.

Теперь уже трудно сказать, почему в огороде остались ящики с боеприпасами.  Эти добротные деревянные ящики и решила использовать в хозяйстве Мария Никифоровна, а мины и снаряды закопала в траншее. 

  — Из рассказов мамы мы знали, что где-то закопаны снаряды, но точное место она нам не показывала, сколько не спрашивали. Боялась за нас. А потом, видать, и сама позабыла, — продолжает рассказ Валентина Максимовна.

 Нынешнему поколению 21 –го века трудно понять, что для тех, кто пережил войну, это было делом обыденным. Вернувшись из эвакуации, люди пахали и сеяли хлеб на израненных, изрытых воронками полях, буквально нашпигованных смертоносным металлом. И гибло тогда их немало. Гильзы от патронов и снарядов были порой единственными игрушками детей той поры. Нередко трагически заканчивались попытки подростков опытным путем освоить саперное мастерство. И вновь возвращаюсь к строкам Геннадия Ильина:

Тут все перемешано с горем и болью,

И каждая пядь Поныровской земли

Железом пропитана, сталью и кровью,

Пролита слезами вблизи и вдали 

В 1945 году вернулся Максим Максимович. После тяжелой контузии, но живой. На фронте пригодилось его умение ремонтировать технику, моторы. Служил он в ремонтном батальоне. Побывал в Румынии, Венгрии. Награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной звезды». Супруги построили новый дом. После войны у них родилось пятеро детей. 

  — Отец не любил рассказывать о войне, тяжело давались ему эти воспоминания, — говорит Валентина Максимовна.  — О его наградах мы прочитали в интернете в базах минобороны, когда отца уже не стало. Сами награды затерялись, но бережно хранят потомки военный билет отца и деда.

Супруги Пешковы были уважаемыми людьми в селе. Максим Максимович работал бригадиром тракторной бригады в Игишево. Как передовика производства его награждали грамотами и даже посылали в Москву на ВДНХ. Мария Никифоровна вела домашнее хозяйство и пекла дома хлеб для колхоза. По их стопам пошли дети и внуки. Валентина Максимовна с мужем  трудились в родном селе. Она 40 лет проработала завфермой в колхозе «Заря коммунизма».  И сейчас старшие Гончаровы помогают сыну с невесткой вести фермерское хозяйство.

— Не хотим уезжать с этой земли, политой кровью и потом наших отцов и дедов. Это наше наследство и память о них. Верим в то, что и сама земля нас оберегает и хранит, и этот случай, что все закончилось хорошо – лишнее доказательство тому,  — говорит молодежь.

Виктория Данилова

 

Главное управление МЧС России по Курской области напоминает всем жителям и гостям региона о том, что в случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно обращайтесь в «Службу спасения – 112». Звонки принимаются круглосуточно и бесплатно с городских и мобильных телефонов.

 

10:35
537