Тот апрель не забыть никогда

Тот  апрель не забыть никогда

Апрель  1986 года навсегда останется в памяти всего человечества: В 01:23:47 в субботу 26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. Первое сообщение об аварии на Чернобыльской АЭС появилось в советских СМИ 27 апреля, через 36 часов после катастрофы. Диктор припятской радиотрансляционной сети сообщил о сборе и временной эвакуации жителей города.

После оценки масштабов радиоактивного загрязнения стало ясно, что потребуется эвакуация города Припять, которая была проведена 27 апреля. В первые дни после аварии было эвакуировано население 10-километровой зоны, а в последующие дни и других населённых пунктов 30-километровой зоны. Запрещалось брать с собой вещи, детские игрушки и тому подобное, многие были эвакуированы в домашней одежде. Чтобы не раздувать панику, сообщалось, что эвакуированные вернутся домой через три дня. Домашних животных с собой брать не разрешали.

Только 28 апреля, в 21:00, ТАСС передало: «На Чернобыльской атомной электростанции произошла авария. Повреждён один из атомных реакторов. Принимаются меры по ликвидации последствий аварии. Пострадавшим оказывается помощь. Создана правительственная комиссия».

В то время, как многие иностранные средства массовой информации говорили об угрозе для жизни людей, а на экранах телевизоров демонстрировалась карта воздушных потоков в Центральной и Восточной Европе, в Киеве и других городах Украины и Белоруссии проводились праздничные демонстрации и гуляния, посвящённые Первомаю. Демонстрация в Киеве была организована по личному указанию генерального секретаря КПСС Михаила Горбачёва. Лица, ответственные за манифестации, впоследствии объясняли своё решение необходимостью предотвратить панику среди населения и отсутствием полной картины происходящего. 

По воспоминаниям жителей Поныровского района, в те дни и они были участниками первомайской демонстрации, работали на подсобных участках. Это уже потом стало известно, что территория области подверглась радиоактивному заражению. В том числе, и часть Поныровского района.

Поэтом за проживание в ней «положены» так называемые «чернобыльские» и сокращен пенсионный возраст.

Но возвращаясь к тем временам, нельзя не рассказать, что Правительством страны были организованы масштабные работы по  ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Тех, кто принимал участие в них так и называют — «ликвидаторы».

Девять дней одного года

Александр Иванович Конченко родился в городе Алма-Ата. Это бывшая столица Казахской ССР. Потом одно время семья жила в Крыму, затем на территории тогдашней Украины, в Горловке. 

После армии молодой человек работал в городе Обухов. Это тоже на Украине. По его словам, работал водителем на стройке.

В один из дней пришла повестка из военкомата, и его вместе с товарищами направили в Чернобыль. Это произошло  в ноябре 1986 года. По прибытии переодели в военную форму. Располагались в самом Чернобыле. Никаких дозиметров не было.

-Мы должны были подготовить помещение для проживания людей, прибывающих в Чернобыль.

Что вспомнить о том времени? Работали от темна и до темна. С семи утра до 22-23 часов вечера. Торопились сдать объект. Пробыл я там всего девять дней. Но последствия того пребывания ощущаю по сей день, — рассказывает Александр.

После пребывания в Чернобыле вернулся в Обухов, проживал одно время в Сумской области.

— Из Украины уехал с семьей уже в 1991 году, и с тех пор проживаю в России, — говорит Александр.

В нашем районе он  сравнительно недавно – третий год. Сюда  прибыл уже пенсионером и говорит, что понравился ему поселок, потому решил осесть здесь.

Пугала пустота домов

Владимир Васильевич Удод родился в Макеевке. Это территория сегодняшней ДНР. Там учился в школе, закончил медучилище и был призван в ряды Советской Армии. Служил в Монголии. После службы вместе с товарищами поехал в Челябинск, да так там и остался. Получил высшее образование. Правда, до этого лечил людей, а после ветеринарного института стал ветеринарным врачом.

В 1986 году его направили на ликвидацию  последствий аварии на Чернобыльской станции. Там пробыл полгода.

Работали в 10-ти километровой зоне отчуждения. Был в Припяти. Владимир вместе с другими проводил дезактивацию объектов и в населенных пунктах: меняли крыши, убирали заборы.

— Что такое дезактивация? Это способ удаления радиоактивных веществ с тела человека или животного, одежды или домашних вещей, бытовых предметов, оборудования, различных сооружений или местности (земли, растительности), — отвечает он на мой вопрос.

-Кормили  нас хорошо, было и где переночевать. Но… «дозу» я свою получил. Вот удостоверение, — продолжает он свой рассказ.

По его словам, на первых порах было просто пугающе жутко заходить в дома, откуда ушли люди.

Похоже, что в отдельных местах эвакуация проходила в срочном порядке. Например, заходишь в дом, а на кухонном столе расставлена посуда и  семья собиралась обедать. Только все это затянуто паутиной.

После командировки вернулся домой в ставший родным уже Челябинск. А некоторое время назад по семейным обстоятельствам переехал в Поныри. Здесь сегодня и проживает.

 

14:30
133