Войска особого назначения

Войска особого назначения

21 января в России отмечают День инженерных войск. Именно в этот день в 1701 году Петр I подписал Указ о создании в Москве «Школы Пушкарского приказа». 

 

Считается, что именно с этого учебного заведения началось все инженерно-техническое образование в стране. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества: в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя, во время Русско-японской и Первой мировой войны.  Особенно отличились воины инженерных войск в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. За подвиги во славу Родины более 100 тыс. военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены высокого звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы. 

Среди сражений Великой Отечественной войны особо выделяется битва на Курской дуге. Важную роль в оборонительных боях на Орловско - Курском направлении сыграли инженерные войска.

В июле 1943 года в первые дни боев на Орловско-Курском направлении большую роль в отражении вражеского натиска и в уничтожении боевой техники фашистов сыграли инженерные подразделения. С первых дней Курской битвы подвижные отряды заграждений успешно вели единоборство с гитлеровскими танками. На Курской дуге у них была лишь одна цель — во что бы то ни стало остановить вражеские танки, нанести им наибольшие потери. 

Подвижные отряды минеров, работая под ожесточенным огнем противника, зачастую в непосредственной близости от вражеских машин устраивали на пути немецких танков минные поля и заграждения. Воины-минеры обезвреживали фашистские мины, фугасы, минировали боевые маршруты вражеских танков, а когда требовала обстановка, брали в руки автоматы.

На северном фасе Курской дуги  в борьбе с фашистской бронетехникой  особо отличилась 1-я гвардейская отдельная инженерная бригада специального назначения под командованием подполковника Михаила Иоффе.  В ходе боев минерами этой бригады было установлено: 3007 противотанковых, 3198 противопехотных и 39 управляемых мин. В  период с 5 по 9 июля 1943 года подвижными отрядами заграждения 1-й гвардейской отдельной инженерной бригады специального назначения было подорвано: 111 учтенных танков, одна самоходная пушка и один бронетранспортер. На минных полях и электрофугасах, заблаговременно установленных бригадой, подорвались 28 учтенных танков противника. По неполным данным, на противопехотных минных заграждениях бригады, а также в результате боев, в котором участвовали саперы, было уничтожено  около 2500  вражеских солдат и офицеров, около 600 человек погибли на электропрепятствиях. Всего же за время боевых действий на Центральном фронте бригадой было подорвано и уничтожено: 139 немецких танков, самоходная пушка, бронетранспортер, около 2500  солдат и офицеров противника. Бригадой было захвачено противотанковое орудие, радиостанция, взято в плен 20 вражеских солдат и офицеров. 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от  21 июля 1943 года  1-я гвардейская отдельная  инженерная бригада специального назначения была награждена орденом Красного Знамени. В представлении к награждению, подписанном генералом армии, командующим Центральным фронтом К.К. Рокоссовским и членом Военного Совета Центрального фронта генерал-майором К.Ф. Телегиным, сказано, что  гвардейцы - минеры своими умелыми, дерзкими и неожиданными действиями способствовали срыву наступления  немцев. Помимо непосредственного  поражения  вражеской техники и его живой силы, они затрудняли маневренность противника, помогая артиллерии  в уничтожении техники и живой силы.

В борьбе с вражеской бронетехникой  особо  отличился 2-й гвардейский батальон инженерных заграждений майора Ванякина,  который действовал севернее станции Поныри, на железнодорожной линии Орел-Курск. Здесь, на узком участке фронта противник бросил в бой около четырехсот танков.  С 5 по 8 июля 1943 г.  на минных полях, установленных подвижными отрядами,  батальон майора Ванякина, подорвал 50 немецких  боевых машин. 

«Тигры» — это такая новая немецкая машина, которая по-старому рвется на наших минах. Об этом как никто хорошо знал гвардии-майор Алексей Васильевич Ванякин и его гвардейцы. Минеры, получившие гвардейское знамя накануне немецкого наступления, доказали свою доблесть и в ходе Курской битвы. Командир 2-го Гвардейского батальона инженерных заграждений Алексей Васильевич Ванякин имел за плечами боевой опыт создания управляемых минных противопехотных и противотанковых заграждений при обороне Сталинграда. В ходе Курской битвы Ванякин руководил действиями подвижных отрядов заграждений. В повседневной жизни человек улыбчивый, веселый и обаятельный, майор Ванякин был и великолепным военным специалистом. В нем сочетались глубокие инженерные знания и техническая изобретательность с умелым тактическим руководством и находчивостью.» Так писали  о майоре Ванякине фронтовые газеты.

В газете «Известия Советов депутатов трудящихся СССР» от 10 июля 1943 года была опубликована фотография А.В. Ванякина, а в «Известиях» от 8 июля фотография «Минеры гвардии майора Ванякина под огнем немецкой артиллерии устанавливают мины».

Здесь же под фотографией напечатана статья военного корреспондента Евгения Кригера «Июльский бой», в которой он вспоминает как совсем недавно, еще до начала немецкого наступления присутствовал на вручении воинам-минерам (командир – майор А.В. Ванякин) гвардейского знамени и торжественном обеде в лесу. По словам Кригера, он не видел более «веселого, юного, жизнерадостного человека», чем майор Ванякин.

«На днях я писал о гвардейских минерах, об их командире майоре Ванякине. Незадолго до начала немецкого наступления минерам вручали гвардейское знамя, и на торжественном обеде в лесу я не видел более веселого, юного, жизнерадостного человека, чем этот майор. Но пришел день боя, и Ванякин занял в нем свое настоящее место, и в этом месте немцы скользили и падали в собственной крови.

Это было трудное место. Немцы вклинились было здесь в нашу оборону. Минерам поручили закрыть брешь минами. Немецкие танки уже рвались сюда, и не было перед ними преграды. И тогда живые люди стали этой преградой. Майор Ванякин вывел своих минеров на открытое место, и на виду у немцев минеры заложили свои мины, и немцы потеряли здесь 32 своих танка.Так держат врага в этом июльском бою. Бой продолжается.»

Под стать своему командиру были и его бойцы. 11 июля приказом № 025/н по 1-ой Гвардейской инженерной бригаде специального назначения 14 бойцов 2-го Гвардейского БИЗ были награждены орденом «Красная Звезда» и 5 – медалью «За отвагу». 

В саперных подразделениях было множество примеров боевого мастерства, бесстрашия и героизма. 

Так, гвардии ефрейтор Иван Джим двигаясь с группой минеров навстречу вражеским танкам, заметил, как  шесть  боевых машин пытались пройти по глубокой лощине восточнее хутора Дружковецкий. Бросившись наперерез танкам, отважный боец заминировал выход из лощины, а затем с группой минеров зашел в тыл танкам и заминировал вход в лощину. Вскоре боевые машины противника подошли к выходу из лощины, один вражеский танк подорвался на мине, остальные пять танков развернулись обратно. Фашистским танкистам не удалось выйти из заминированной лощины без потерь.  При отходе назад  подорвались еще два вражеских танка. Буксир, пытавшийся подойти для отбуксировки подорвавшихся боевых машин, также подорвался на минах. Остальные танки, метавшиеся по лощине, были расстреляны нашей артиллерией. 

Отличились и минеры подвижного отряда заграждения, которым командовал гвардии лейтенант  Гуляев. Только 5 июля под вражеским огнем  двадцать пять гвардейцев Гуляева установили шесть противотанковых минных полей в районе села Горелое. Минеры создали несколько ложных минных полей и поставили на них таблички с надписью: «Опасно минировано!». Места же, где должны быть проходы, заминировали. Вражеские танки и бронетранспортеры с пехотой  зашли  в минный проход. В результате срабатывания мин было подорвано три танка противника. Понеся потери, фашисты решили обойти минное поле. Враг, не разгадавши хитрости минеров, приняв ложное минное поле за действительное, решил пройти немного правее. Натолкнувшись на мины, фашисты потеряли еще  5 танков.  Остальные четыре танка решили изменить боевой курс, но и эти вражеские машины были вскоре подорваны. За один день минеры отряда лейтенанта  Гуляева  установили семь минных полей из 1300 мин, на которых смогли подорвать 11 вражеских боевых машин.

Память о беспримерном мужестве и героизме гвардейцев-минеров, сражавшихся в грозные июльские дни, увековечена обелиском близ станции Поныри. На постаменте высечено: «В разгаре сражения на Курской дуге прорвавшиеся 300 фашистских танков были остановлены легендарными саперами 1-й гвардейской инженерной бригады. Саперы героически держали оборону и не пропустили врага». Рядом строки из поэмы Евгения Долматовского «Поныри».

Здесь не было ни гор, ни скал,

Здесь не было ни рвов, ни рек,

Здесь русский человек стоял,

Советский человек.

Евгений Бутенко, учитель истории и обществознания, составитель «Книги Памяти» Курской области.

 

11:06
689