«Я вам жизнь завещаю - что я больше могу...»

«Я вам жизнь завещаю -  что я больше могу...»

«Не вернулся с боевого задания». Сухая фраза в боевых донесениях. Только люди знающие – военные летчики и их близкие, поймут, какой зловещий смысл в ней скрыт. Не вернулся с боевого задания – это значит конец. Значит - надежды практически нет.

 У летчиков, погибших в Великой Отечественной войне, зачастую и могил не бывает. У родных остается только официальный документ и крупицы надежды, что найдется хотя бы место, куда можно будет прийти и вспомнить родного человека, поплакать о нем, поклониться его памяти.

 Уже два года поисковый отряд «Честь и Долг» при Поныровской средней школе под руководством Юрия Ивановича Казначеева занимается поиском незахороненых бойцов, павших в годы Великой Отечественной войны. Юрий Иванович в этом деле не новичок –  занимается раскопками еще с  1989 года, с истоков поискового движения в стране. В его «послужном» списке Вязьма, Можайск. Керчь и другие места ожесточенных сражений.  Более 200 мальчишек и девчонок прошли с ним по былым военным дорогам не только в Поныровском районе, но и за пределами региона. Не одно имя героя было возвращено из небытия.

 Более 20 лет отдал Юрий Иванович службе в органах внутренних дел Курской области и тогда не оставлял поисковую деятельность.  С тех пор менялись названия поисковых отрядов, но дело их остается неизменным – год за годом поднимают они из земли оружие, технику времен Великой Отечественной войны. А самое главное – останки солдат. Тех, кто не вернулся домой с поля боя, чьим родным вместо похоронки пришло извещение со строками «пропал без вести».

 

Как все начиналось

 

Юрий Иванович и сообщил нам, что в местечке Курган, недалеко от села Ольховатка жители показали место, где предположительно в июльских боях 1943 года был сбит в воздушном бою советский самолет. 

Незамедлительно отправились на место. Неподалеку разбит палаточный лагерь поисковиков. Работы  начаты недавно – но здесь уже почти трехметровая яма, или, на сленге поисковиков, «раскоп». Копают ребята вручную. Многие из них еще школьники, но смотря, как ловко они управляются с лопатами, невольно проникаешься уважением. Под слоем земли – глина и грунтовые воды. Работу это, несомненно, усложняет, но «бойцов», как называет своих ребят Юрий Иванович, это не останавливает. 

 Еще один повод для удивления и восхищения – в отряде не только мальчишки. Девчонки не отстают от ребят – каждый комок земли и глины, вынутый из раскопа, перебирается ими вручную. Ни одна, даже мелкая деталь, извлеченная из-под земли, не останется незамеченной. А кроме основной работы девочки, как и положено женщинам, еще и кухней занимаются. 

 На земле, рядом с раскопом – гора искореженных деталей, как железных, так и деревянных. Все, что осталось от упавшего самолета. 77 лет прошло – а дерево до сих пор сохранилось.

 - Самолет упал в болото – объясняет Юрий Казначеев – глина и торф, можно сказать, законсервировали его. 

 Некоторые металлические детали, блестят как новые. На многих сохранилась заводская краска. Это большой плюс – если удастся найти детали с идентификационным номером, получится узнать состав экипажа.

 Чуть поодаль, под импровизированным крестом из двух веток – черные пакеты. Самые печальные, но, безусловно, самые важные находки – останки погибшего летчика. Пока что не найдено ни личных вещей, ни наградных знаков. Даже количество членов экипажа под вопросом – в заблуждение вводят две пары обуви, обнаруженные поисковиками. Становится понятно, что основная часть работы еще впереди. 

 Трудится отряд «Честь и Долг» не в одиночку. Помогает курский поисковый отряд «Славяне» и Николай Калужских, житель села, тоже поисковик со стажем.

  Вскоре становится ясно – без техники не обойтись. Двигатель самолета своими силами не поднять. На помощь приходит администрация района, коммунальная служба поселка Возы и комбинат «Дубки» – предоставляют экскаватор и подъемный кран. 

Ребята стараются использовать по максимуму световой день. Короткие перерывы на обед – и снова за дело. Ни пасмурная, довольно прохладная погода, ни время от времени моросящий дождь – преградой не стали. По колено в глине и грунтовых водах трудятся не покладая рук, пытаясь предоставить технике доступ к двигателю. И вот – победа. Огромная железная махина, подвешенная на крюке экскаватора,  практически выползает из раскопа под восторженные возгласы. А после двигателя – еще несколько массивных деталей и пулемет.

На взгляд обывателя -  это бесформенные куски грязи, но глаз поисковика видит и через слой земли и глины.

 - Это ЯК, 12 цилиндров, я же говорил!

 - А здесь пушка авиационная, смотрите!

Кто-то сразу пытается очистить двигатель от грязи, вдруг идентификационный номер откроется прямо сейчас. 

Мы, в свою очередь сообщаем о ходе работ на страничках в социальных сетях, стараясь не пропустить ни одного значимого момента. Судя по количеству просмотров, интерес к экспедиции огромный.  Съемки ведут и наши коллеги из ГТРК «Курск». Двигатель и остальные крупные находки поисковики  отправляют в школу. Они пополнят экспозицию музея поискового отряда. 

 По дороге домой настигает новость. Одному из бойцов отряда, Денису Масленникову, попалась необычная находка. Небольшой кусочек пластмассы, скорее всего, предназначенный для защиты приборов на приборной панели. А на нем – надпись, выцарапанная чем-то острым - «М. Петров». И рисунок самолетика. 

 

«Я не слышал разрыва, я не видел той вспышки...»

 

Вот и первая зацепка. Данные сразу же отправлены на уточнение. Уже наутро – звонок от Татьяны Николаевны Соколовой, руководителя патриотического клуба  «Факел» школы №43 города Курска. В школе создан музей 16-й Воздушной армии, которая сражалась на северном фасе Курской дуги.

 - Петров Михаил Иванович, 1920 года рождения. Младший лейтенант, уроженец деревни Кишикино Павловского района Горьковской области. Не вернулся с боевого задания 11 июля 1943 года. 

 И вот уже не неизвестный летчик, а Миша Петров, 23-х лет от роду, выцарапывавший свое имя на приборной панели.

 Но, данные еще не уточнены. Необходимо отмыть двигатель и найти номер. Раскопки подходят к завершению, а никаких личных вещей так и не найдено. На шестой день стало понятно – все, что можно было извлечь из-под земли, уже извлечено. К завершению работ в Поныри прибывает группа журналистов телеканала «Звезда».

На следующий день во дворе Поныровской средней школы кипела работа – отмывали детали самолета в поисках номера. Номер нашелся –

 продублированный в нескольких местах. Теперь уже точно ошибки быть не могло. Данные сразу же отправили на уточнение. Результаты стали известны через некоторое время. 

 Истребителем «ЯК» 7б с этим номером управлял Михаил Петров. 11 июля 1943 года 8 истребителей вели воздушный бой в районе Понырей против 14 немецких «Фокке-Вульф»-190 . Товарищи видели, что самолет Михаила загорелся, но точное место падения установить не удалось, так как шел бой. Все это время летчик Петров числился пропавшим без вести. Только сейчас, 77 лет спустя, стало известно, как и где закончил воин свой жизненный путь. 

 Сейчас, когда имя героя уже известно, ведется работа по поиску его родственников. 

Михаил Петров ушел на фронт совсем молодым – ему был 21 год. Остались ли у него родственники, может быть жена или дети, мы пока не знаем. Но мы точно знаем, что он совершил великий подвиг – отдал свою жизнь в неравном поединке с врагом. Отдал за наше с вами мирное небо. За Родину, за Победу.  И наш долг хранить память об этом, передавать ее нашим детям и внукам. Чтобы не забылись эти мальчишки, ушедшие на войну такими молодыми, и не вернувшиеся с нее никогда…

 

Анастасия 

Демьянова

Фото автора.

12:45
634